Лапухова Ольга Леонидовна - завуч методист, воспитатель, музыкальный работник Р.О. «Маленький принц»;
Жандармова Ирина Владимировна – координатор группы РО «Маленький принц», ассистент кафедры Информатики ДВГУ
Антропологическая сущность едина, но реализация природой возможностей разная. Науке известны цифры: рядовой член общества использует мозг на 3-5%, а гении на 7-9%. Почему не используются остальные 90%?! Ответ на этот вопрос ищут многие специалисты и не одно десятилетие. Например, с 1940 года начались исследования в этой области и послужили основанием для создания в 1955 году в Филадельфии Института развития человеческого потенциала. Сотрудники этого института своими научными исследованиями во многих странах мира ещё раз доказали одну простую истину «Все дети рождаются гениями». Громадный человеческий потенциал корнями уходит в раннее детство, и даже в пренатальный (дородовый) период . Во всех культурах ребёнок до семи лет рос в семье, потому что именно в первые годы жизни закладывается фундамент мироощущения, духовного и физического развития, социального и интеллектуального роста. Действительно взаимосвязь родителей и ребёнка настолько сильна, что переоценить её невозможно. Но после трёх лет для полноценного развития ребёнку необходим коллектив. Первая мысль – «отдать ребёнка в детский сад». Именно «отдать», но ведь взаимосвязь еще очень сильна и просто необходима. К тому же нынешнее положение в стране не в состоянии помочь дошкольным учреждениям, а лишь усугубляет их работу (не хватка профессионального персонала, низкая заработная плата, недостаточное материальное обеспечение, переполненные группы, устаревшие программы). Государство узурпировало права на воспитание, образование, хотя по законодательству именно родители несут ответственность за детей, а сеть государственных учреждений в помощь им. В результате родители очень часто снимают с себя ответственность, это и брошенные в роддомах дети и социальная беспризорность и претензии к учителям. А преподаватели, не справляющиеся с детьми, кивают на родителей. Вот и получается замкнутый круг. Кто же его разомкнёт? Каждая семья по-разному решает проблемы воспитания и образования. Одних удовлетворяет сложившаяся структура, другие зарабатывают деньги на частные образовательные учреждения, а третьи берут ответственность на себя. Сознательные родители - это люди, которые думая о своём ребёнке, задают себе вопрос: «Кто же если не я?».
Люди интеллектуального труда традиционно уделяют большое внимание раннему развитию детей, но далеко не все из них смогли приспособиться к сегодняшним реалиям жизни так, чтобы иметь возможность проплатить обучение своих детей не только в престижных учебных заведениях, но и в музыкальной, художественной, спортивной школе. Затруднительно приобретение учебной базы для занятий ребенка. Таким образом экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране наносит еще один сокрушающий удар по интеллектуальному потенциалу России - детям интеллигенции.
Перед родителями, видящими в своем малыше личность, человека, только пока еще маленького, ощущающими свое "родительство", как высший акт творчества, великую радость и привилегию, понимающего, что гармоничное развитие малыша- залог гармонии всей его последующей жизни, что степень внутренней свободы человека определяется уровнем его образованности, осознающего великую ответственность за воспитание данного ему богом ребенка. Перед ними всегда стоит дилемма - домашнее воспитание или детский сад.
Сложно переоценить значение детского коллектива для развития личности ребенка, усвоения им навыков социального общения. Но отдавая ребенка даже в самое престижное учебное заведение, родитель далеко не всегда знает о том, что происходит с его ребенком в течение дня, каков менталитет данного детского сообщества и какая его, родителя воспитательная корректировка необходима. Индивидуальный подход к ребенку в плане интеллектуального и физического развития в частных садах и школах часто только декларируется. Как же быть?
Осознав все глубину и широту проблемы сознательного родительства и всестороннего развития детей Валерия Ивановна Мисник обратилась в администрацию Первореченского района города Владивостока с просьбой содействия при создании родительского объединения на базе государственного дошкольного учреждения. Родительское объединение «Маленький принц» работает с 1995 года.
Немного о названии. "Маленький принц" не инфант, это художественный образ, помогающий нашим детям изучить окружающий мир так, чтобы суметь рассказать мальчику с Маленькой планеты о том, как прекрасна наша Земля, и почему она нуждается в защите. Это сказочный персонаж, обращающий глаза наших детей в небо, и делающий далекие созвездия близкими, а главное - обитаемыми.
За 7 лет работы сформировался коллектив более 100 человек: детей, их родителей, педагогов и единомышленников. Целью, которых является гармонизация личности, всестороннее развитие заложенных природой способностей (духовных, физических, интеллектуальных) независимо от бюджета семьи. Объединение работает по принципу взаимных услуг, в игровой форме с песнями и сказками родители учат детей, тому, что умеют сами, вкладывая свои душу, знания, жизненный опыт.
Родители используют наработки известных российских и зарубежных авторов инновационных методик: Никитины, Монтессори, Массура Ибука, Глен Доман, Н.А.Зайцева, Сесиль Лупан, Ильин и других. Вкладывая в свою работу с детьми любовь, творческий потенциал, трудолюбие, силы и время (что достаточно сложно сегодня сделать в нашей стране) родители получают новые действующие программы (гармоничный симбиоз выше перечисленных авторов и родительских наработок) индивидуально личностного развития детей при этом развитие самих родителей происходит семимильными шагами. Переработав массу учебно-развивающей литературы и имея возможность работать с детьми, мы пришли к выводу, что нет уникальной методики (всё течёт всё изменяется) и любая программа нуждается в дополнениях и изменениях согласно уровню развития данных детей, и творческому потенциалу конкретного взрослого (будь то педагог, воспитатель или родитель). Именно таким образом и строится индивидуально-личностный подход, о котором сейчас так модно говорить, но которого так трудно достичь.
Присутствие в группе дежурных родителей способствует созданию эмоционального комфорта детей. Родители имеют полную и достоверную информацию о событиях происходящих с его ребенком. Группа разновозрастная, но для занятий делится на возрастные подгруппы. Занятия проводятся как в форме игр и сказок, так и в виде серьезных уроков. Занятия способствуют развитию всех видов сенсорного восприятия, конкретного, абстрактного, логического, пространственного мышления, воображения, увеличению объема зрительной, смысловой, слуховой и моторной памяти, развитию творческих способностей самовыражения, а также получение широкого спектра энциклопедических знаний (термин Глена Домана). Энциклопедические знания – это знакомство детей с различными областями деятельности людей (науки, искусства, техники), которые преподносятся в виде ярких, живых и систематизированных образов (картинок). Формирование развивающей среды позволяет ребенку получить богатейшие, яркие представления, на уровне подсознательного восприятия. Дети познают мир чувственно, эмоционально. Записи классической музыки, произведения живописи, скульптуры, архитектуры, в репродукциях и слайдах, сказки и легенды народов мира помогают малышам воспринять духовный опыт. Используя все доступные виды искусств, родители- педагоги пытаются дать детям ощущение преемственности развития культуры человечества, познакомить с историей.
Как писал А. Чехов «в человеке всё должно быть прекрасно и душа, и мысли, и тело». Но сейчас о духовном и физическом развитии очень много говорится и не мало делается, то об интеллектуальном совершенствовании – с точностью до наоборот. Почему в Росси не любят умных? Не ценят их при жизни и не дают работать и развиваться? Сейчас остро стоит вопрос о перегрузке детей, о большой неуспеваемости, но, к сожалению забываются дети, готовые к более интенсивному обучению. Дети, которым посчастливилось пройти гармонично пренатальный период, которым были предоставлены максимальные возможности развития в дошкольном возрасте, имеют совершенно другие критерии обучения. К сожалению, этот опыт мало изучен. Необходимы программы, адекватные новым критериям развития детей, изучение и систематизация опыта работы инновационных форм, а так же целенаправленное сотрудничество родителей и педагогов. Все дети имеют право на реализацию своих способностей, заложенных природой – духовных, физических, интеллектуальных.
В последние годы идет колоссальное количество самой негативной информации о нашей Родине и в средствах массовой информации, и на бытовом уровне. Для нейтрализации этих впечатлений особое внимание уделяется славному прошлому России. В группе принято отмечать даты рождений, проводить праздники "с участием" великих деятелей нашей страны.
Приоритетное значение в нашей группе играет физическое развитие детей. Многие дети ежедневно обливаются водой, посещают два раза в неделю бассейн. Каждый урок содержит подвижную перемену, часто проводятся пробежки вокруг садика. Кроме того - выход на стадион, занятия по физкультуре и скалолазанию.
Сложилась традиция совместного оздоровительного отдыха детей. Они с родителями бывали в посёлке Шмаковка, в селе Андреевка, активно отдыхали в бухте Теляковского, на островах Русском и Попове, были на Биневских водопадах, сплавлялись по реке Арма. Далеко не каждый взрослый может похвастаться таким богатством и разнообразием, посещённых мест. Предметом особой гордости является восхождение детей в возрасте 3-х - 4-х лет на гору Педан. Дети поднялись за руку со взрослыми. Это было нестоящее преодоление, ступенька, поднявшая этих детей на качественно новый уровень самосознания. Организуются так же однодневные походы в ботанический сад, на Тимпур и т.д..
Частое общение мам и пап с детьми дает представление о реальной жизни ребенка, его победах и проблемах, возможность участвовать в его жизни (если необходимо помочь, поддержать или дать совет). Регулярные походы, сплавы, восхождения, спортивные соревнования и постоянная подготовка к ним закаляют и дух и тело, сплачивают коллектив, подготавливают к жизненным трудностям.
Поэтому мы считаем, что необходимо создание родительских центров, в которых бы работали библиотеки будущих родителей, проводились семинары, лекции, курсы по пренатальной педагогике и гармоничному развитию детей. В них надо предоставить возможности для развития творческих способностей, как для детей так и взрослых. Хорошо бы, чтобы такие центры были совместными программами общественных организаций (идей, направления) и государственных учреждений (материальное обеспечение).
Список используемой литературы:
- Диалог с ребёнком. Фитцпатрик Д.Г. – М.: «Аквариум», 1996.
- Одарённые дети: Пер. с англ./Общ.ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого-М.: Прогресс, 1991.