Главная страница
О нас
Детский сад
Школа N46
Статьи
Фотоальбом
Галерея
Наши адреса
Новости, объявления
Полезные ссылки
Гостевая книга
  
 
 
Ваши вопросы и замечания можно оставить в Гостевой книге или по адресу: prince-vlad@mail.ru

Единое образовательное пространство для детей и взрослых

В.И.Мисник, А.А. Фаткулин

ДВГТУ, Г.Владивосток

С 1995 года во Владивостоке работает «Родительское объединение» - это общественная организация, которая сотрудничает с государственными образовательными учреждениями, а также другими общественными организациями, активно участвуя в работе по обновлению содержания, форм, методов обучения, взаимодействия участников образовательного пространства от перинатальной до послевузовской педагогики.

За семь лет работы «Родительское объединение» достигло значительных результатов в решении ряда актуальных вопросов модернизации образования: преодоление отчуждения учащегося от образования; рассогласование отдельных компонентов образования; применение здоровье - сберегающих технологий обучения; усиление воспитательной роли образования; повышение образовательного сознания общества; совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Очевидно, что необходимы научно-педагогические исследования по изысканию способов и средств решения данных проблем. Необходимы изменения практики образования и создание качественно новой концепции, базирующейся на системном подходе к изучению человека, как сложно-организованной саморазвивающейся системы.

«Родительское объединение» является общественной творческой лабораторией, охватывающей представителей всех ступеней образования от домашнего до высшего. В настоящее время действует «Единое образовательное пространство» (воспитательно-образовательная структура) для достижения новых критериев развития и обучения детей, конструирования индивидуальных образовательных траекторий для детей с опережением развития, при сохранении самоценности периода детства и юности, организация новых форм образования для взрослых. В него входят:

  1. Академия для родителей и малышей, в которой проходят консультативные и практические занятия по гармоничному развитию детей от 0 до 3-х лет.
  2. Группы для детей 2-4; 5-6 лет, на базе Дошкольного образовательного учреждения № 134 Первореченского района г. Владивостока, «Маленький Принц».
  3. Класс «Звездная страна» на базе лицея Дальневосточного Государственного Технического Университета (ДВГТУ).

Родительское объединение тесно связано узами сотрудничества со следующими организациями: Муниципальное учреждение дополнительного образования Ленинского района (клуб имени Суханова) (изобразительное искусство, гитара, вокальная группа); Центр детско - юношеского творчества (плавание, скалолазание, школа выживания, спортивное ориентирование, основы минералогии); Краевая школа безопасности (туристическое многоборье, сплавы по рекам); Танцевальный клуб «Танго» (бальные танцы); студия «Экодизайн» (самооздоровление через работу с природным материалом).

Совмещение нескольких видов спорта, способствует более гармоничному физическому развитию. И дети, и родители весьма успешно выступают на городских и краевых спортивных соревнованиях, ходят в походы повышенной сложности. Это даёт мощный стимул своих физических и интеллектуальных возможностей. Каждое серьёзное восхождение имеет свою стратегию и тактику, и, по сути, является школой жизни. Яркие впечатления, полученные от единения с природой выплёскиваются в художественных работах.

Особо тесные контакты сложились с Дальневосточной Академией Искусств, где дети успешно совмещают обучение на трёх- четырёх инструментах (фортепьяно, флейта, скрипка, гитара) в классе педагогической практики. Применение время-сберегающих методов обучения позволяет делать это при минимальных временных затратах детей. Возможность регулярной концертной практики даёт мощную мотивацию к обучению.

Развивается сотрудничество с кафедрой педагогики и психологии при Приморском Институте повышения квалификации работников образования (ПИПКРО).

Сложился единый коллектив: педагоги, дети и их родители, в котором, каждый из участников выстраивает свои индивидуальные траектории образования и развития. Коллектив осваивает и применяет природосообразные здоровье и время, сберегающие технологии обучения с опорой на обеспечение внутренней и внешней свободы детей и взрослых. Работа ведется в режиме поиска и разработки инновационных технологий образования.

При соблюдении государственного образовательного стандарта и санитарно- гигиенических требований, спецификой данного образовательного пространства является повышение родительской культуры, включение родителей в образование в области детской психологии, педагогики, валеологии, а так же расширение кругозора в различных областях знаний и жизнедеятельности в результате реализации родителями прав на участие в учебно-воспитательном процессе на базе государственного образовательного учреждения. Участниками образовательного процесса общеобразовательного учреждения согласно п.45 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94 № 1008 (с изменениями и дополнениями), являются обучающиеся, педагогические работники учреждения и родители (законные представители обучающихся).

Большую роль в работе Родительского объединения играет преемственность. Молодые и будущие родители зачисляются в Академию для родителей и малышей и получают консультации специалистов, «профессиональных родителей» по вопросам раннего, гармоничного развития детей. Родители, активно применяющие полученные знания в работе со своими детьми, как правило, зачисляют их в группы детского сада №134 «Маленький принц», а затем в класс «Звёздная страна» Лицея ДВГТУ. Взаимодействие родителей строится по принципу взаимных услуг, т.е. родители включаются в образовательный процесс детей на безвозмездной основе.

Организация учебной и вне учебной деятельности, направлена на осмысление и развитие каждым из участников собственных способностей и возможностей. Стержневой основой работы является развитие всех видов модальностей (зрения, слуха, тактильного восприятия), конкретного, абстрактного, логического и пространственного мышления, воображения, увеличения объема зрительной, смысловой, слуховой и моторной памяти, развитию творческих способностей самовыражения.

Участие в активной, интересной жизни побуждает и детей и взрослых более осмысленно относиться к себе и самостоятельно определять критерии развития в ближайшей зоне и перспективе на основе более широких знаний о человеке, обществе, Вселенной.

В центре любой образовательной системы всегда находится ядро вокруг, которого организуется весь материал. Поскольку задачи духовно-нравственного воспитания являются основными, то получение знаний о себе, своих возможностях, способностях, во многом определяющих положение человека в мире заставили нас обратиться к мысли о систематизации материала вокруг предмета «История». Именно она содержит в себе опыт многовекового развития человечества. В центре внимания не столько эпоха, событие, хотя и этому уделяется внимание, сколько образ человека, развитие его взаимоотношений с самим собой, природой, обществом. Создание цивилизации человеком и обратное влияние цивилизации на человека. Каждый предмет имеет свою историю возникновения и развития. Каждое открытие человечества имело свою предысторию и последствия. Такой ракурс преподавания наук готовит детей к самостоятельной научной деятельности с одной стороны, а с другой заставляет задуматься о последствиях каждого шага, действия, мысли.

Учебный план включает группировку следующих направлений деятельности:

  • валеология: основы анатомии, лечебная и общая физкультура, навыки самомассажа, саморегуляции, оказания первой медицинской помощи;
  • социально-нравственное и эстетическое воспитание: экология, мировая история, история отечества, культурология, музыка, актёрское мастерство, основы танцевального движения, дизайн, живопись, конструирование, развитие речи, риторика;
  • основы научных знаний: география, физика, химия, математика, геометрия, биология.

Дети познают мир чувственно- эмоционально и поэтому необходимы методы подачи материала любой сложности через сказки, игры, с опорой на все виды модальности. Поскольку 70 % информации воспринимается через зрение, детям предоставлен богатейший ряд сформированной визуальной информации (слайды, видеофильмы, репродукции), подкрепленный слуховым (аудио записи от звуков природы, народной музыки разных стран до произведений классической и современной музыки). Особое внимание уделяется развитию тактильно-мышечного аппарата (различные виды прикладной деятельности человека). Сюжетно-ролевые игры - от сцен охоты и собирательства, обрядовых календарных праздников до средневековых турниров и самых различных видов современной профессиональной деятельности человека являются неотъемлемой частью каждого предмета.

Научные представления о мире усваиваются легко и интересно, когда дети представляют себя первооткрывателями новых континентов, звезд, морских глубин, а так же постигают тайны микромира: клетки, атома и т.д. отправляясь в сказочные путешествия со своими родителями

Ничто так не развивает интеллект, как мелкая моторика, но наряду с традиционной лепкой, рисованием особое внимание уделяется развивающему аспекту музыки. Спецификой формирования развивающей среды является наличие в группе различных музыкальных инструментов и возможное освоение в игровой форме следующих инструментов: флейта, скрипка, виолончель, фортепьяно, гитара, балалайка, гармошка, аккордеон.

Использование духовых инструментов (набор блок флейт от piccolo до basso) даёт возможность раннего ансамблевого музицирования, которое начинается с тщательной работы над дыханием. Дыхание, как известно, является основой здоровья и жизнедеятельности человека. Осознанное управление своим дыханием даёт ключ к управлению ребёнком своим состоянием, настроением, даёт навыки релаксации. Является отправной точкой в познании возможностей своего организма и целенаправленной работы над его развитием

Наиболее совершенным развивающим аппаратом в силу разно функциональной деятельности рук является струнно-смычковые инструменты - скрипка, виолончель. Условием извлечения чистого звука является осознанное совершение определенного действия в строго определенном месте, в строго определенное время. Это требует тренировки скоординированного действия всех функций мозга и организма и по сути является моделью любого успешного действия человека.

Активное взаимодействие воспитателей, преподавателей и родителей в простаивании индивидуальных образовательных траекторий детей стимулирует взрослых к интенсивному самообразованию и в области педагогики и психологии, и в других областях знаний. Это помогает переосмыслению имеющегося опыта, событий своего детства. Учась быть мамами и папами, взрослые лучше понимают своих родных и близких. Гармонизация отношений в семье сказывается на всех областях деятельности. Значительно расширяется круг общения, увлечений, кругозор.

Устойчивым результатом работы единого образовательного пространства является:

  • глубокое освоение программ гуманитарного, технического и естественно – научного блока;
  • широкие познания в области истории искусств, культуры;
  • владение различными музыкальными инструментами, видами прикладного искусства;
  • достижение результатов в различных видах спорта;
  • овладение принципами поведения в экстремальной ситуации и получения навыков в организации спасения людей
  • способность к самоорганизации и самообразованию, самообучению;
  • использование навыков скоро чтения, мнемотехники, других технологий интенсивного освоения информации
  • гармонизация логического и творческого начала;
  • ясное соотнесение времени, места и своих действий, ответственность за любое самостоятельно принятое решение;
  • умение блокировать конфликты и, при необходимости, управлять ситуацией;
  • умение соотнести личную самодостаточность и независимость с интересами и потребностями любой данной группы, коллектива.

За семь лет работы Родительское объединение выработало практический опыт в решении ряда вопросов модернизации образования. Апробированы новые методы и подходы в организации учебного воспитательного процесса детей и взрослых.

В настоящее время интенсивно ведётся работа по обобщению и систематизации полученного опыта. Большую поддержку в этом оказывает кафедра Инновационных процессов образования ДВГТУ

Результаты работы Единого образовательного пространства одобрено решением Научно – практической конференции «Культура семьи и деторождения», которая проходила во Владивостоке 28 февраля 2002 г. при поддержке департамента образования науки.

 
 



Вернуться в раздел "Статьи"
 
Хостинг от uCoz