Объединяет только цель —
Не верь другому единенью.
Проверь у путника прицел,
Куда летит
стрела стремленья
и по какому направленью?
Туда ли, в горнее селенье,
Их сердце движется?
Проверь.
Наталья СПИРИНА.
|
То, что я вам расскажу, —совсем не скажи, а быль. Маленький принц вернулся к нам на Землю и три года назад объявился во Владивостоке. Поведала о его появлении педагог Валерия Ивановна МИСНИК:
— Мы стоим на пороге Третьего тысячелетия. Каким оно будет? — Таким, какое детство у наших малышей. Таким, насколько они сумеют воспринять достижения культуры, духовный опыт и научные знания предшествующей эпохи, преломить все это в своем сознании. Когда Солженицын после долгого отсутствия вернулся в Россию и, совершив вояж по стране, делился по телевидению своими впечатлениями, он очень пламенно говорил об образовании, убеждал: не надо надеяться на государственное финансирование — рассчитывайте только на свои силы. Это было толчком к моим дальнейшим действиям. Решение собрать единомышленников с современными взглядами на раннее развитие своих детей реализовалось в марте 1995 года. Сегодня уже можно сказать, что идея, которая казалась эфемерной, успешно реализуется.
Но всякий ли взрослый человек, решивший создать семью и продолжить свой род, знает, что именно на нем лежит ответственность за свое потомство и от него зависит судьба не только собственного ребенка, но всего будущего поколения страны, судьба нашей России, да и всей планеты? К сожалению, таких меньшинство. А уж о том, что ребенок в самом раннем возрасте способен приобрести знаний значительно больше, чем за всю последующую жизнь, вряд ли догадываются даже самые образованные?
Перед родителями, которые видят в своем малыше не вундеркинда, а личность, ощущают свое «родительство» как акт творчества и великую радость, привилегию и ответственность, всегда стоит дилемма: домашнее воспитание или детский сад? Тем более, что детсады не укомплектованы профессиональными воспитателями. И если отдавать ребенка в частные учебные заведения, то молодая семья вряд ли сможет заплатить за образование, необходимое ему. Ведь если бы родители платили у нас за обучение, это обошлось бы им (без налогов, аренды, административных накруток) не менее, чем тысячи долларов в месяц.
Когда у Валерии Мисник, закончившей музыкальное отделение Дальневосточного института искусств и не представлявшей свою жизнь без карьеры профессиональной скрипачки, появился сын Владислав, она тоже столкнулась с этой дилеммой. Выбор был нелегким, и все-таки сердце подсказывало: сейчас она нужней всего своему ребенку. Это потом уже родилась идея (очень простая, как все гениальное) — привлечь к образованию дошколят их собственных родителей.
Валерия Ивановна пошла со своими разработками в районо, изложила суть эксперимента, в основу которого был положен принцип взаимных родительских услуг, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс на базе государственного образовательного учреждения. И, как ни странно, ей пошли навстречу: выделили помещение в детском саду «Аленушка». Тут надо отметить дальновидность инспектора районо В. И. Коптевой, заведующей детским учреждением Е.Я. Липовской, методиста О.П. Справцевой, которые не дали загубить хорошую идею.
А ведь сначала многие сомневались в успехе эксперимента (мол, какие родители будут учить своих детей - им бы поскорее сдать их в сад или школу и, хоть на время, освободиться от проблем воспитания). Сегодня их опыт уже изучают и перенимают. Анализируют результаты раннего развития детей психологи, проверяют здоровье «маленьких принцев» медики — выводы радуют: дети опережают своих сверстников в развитии почти в два раза, и все это на фоне нормального физического состояния. Теперь всем ясно: если гармонично развивать способности ребенка с самого раннего возраста, он легко, как губка, впитывает самую сложную информацию, без напряжения, в игровом темпе, приобретает трудовые навыки и, что самое главное, растет добрым, сильным, нравственным человеком. Что и требовалось доказать!
В тот день, когда я пришла в детсад к «Маленькому принцу», в группе дежурила Валентина Васильевна Шувалова. Инженер-механик по образованию, человек достаточно зрелый (родила своих близнецов, Бориса и Дениса, уже после сорок л лет), она ведет математику, геометрию. Когда Валентина Васильевна объясняет детям, что линия бесконечна, они слушают ее, затаив дыхание. «Жила-была точка. Она была очень любопытна и хотела все знать.. Однажды она увидела прямую линию, и ей захотелось узнать: какая она, длинная или короткая? И тогда решила точка отправиться в путешествие. Идет, идет но линии -конца и краю не видно. Устала, сели и заплакала. А тут видит — ножницы навстречу: «Что это ты, точка, плачешь?» Та все рассказала, и ножницы ее успокоили: «Да разве ты не знаешь, что линия бесконечна?»... Такие сказки сочиняет она всякий раз, объясняя новую тему. И дети с нетерпением ждут этих занятий: им так интересно узнать что-либо еще из геометрии. К тому же под руководством мамы Бориса и Дениса они учатся забивать гвозди, как настоящие мужчины (надо сказать, что уже и 3 года ее близнецы прекрасно справлялись с этим занятием). Детвора приучается к труду, любит мастерить, ремонтировать машины и другие игрушки.
3 года существует группа раннего развития. Поначалу родители давали малышам, не достигшим еще и трех лет, основные представления по всем областям знаний. Теперь пришло пополнение, появились возрастные подгруппы.
Занятия проводятся в форме игр, сказок и как серьезные уроки. Мама 4-летнего Ромы и годовалого Саши, Ольга Лопухова, завуч группы, преподает музыкальную грамоту (она закончила музыкальное училище и теперь заочно учится на факультете журналистики). Лидия Бароева, врач, рассказывает детям о строении тела, знакомит с физиологией, кроме того, малыши решают вместе с ней логические задачи. Елена Кравцова, океанолог, преподает географию, фармацевт Наталья Вычужанина - химию, Марина Яровая — физику. Татьяна Новикова, модельер, ведет в группе чтение, Светлана Петрова — литературу и русский язык, а еще обучает искусству оригами. Надежда Шалковникова закончила двухгодичные курсы в Центре японской культуры и сейчас учит детей общению на японском языке — они не только разговаривают, пишут иероглифы, но поют песни и считают.
Все эти знания дети получают в 3-5-летнем возрасте. Поэтому приходится адаптировать методички применительно к дошкольному возрасту. Зачастую члены родительского объединения идут на эксперимент и убеждаются, что индивидуальность ребенка перечеркивает все постулаты о его возрастных особенностях.
Я заметила, что параллельно со знаниями родители из «Маленького принца» передают ребенку и свои нравственные ценности, свое бережное отношение к окружающей среде. Ведь чувство трепетного отношения к природе человек впитывает с молоком матери. Алена Юрьевна Амачаева, которая ведет у детей биологию, давая представление об экологии, приучает детей к главному закону целесообразности: бери у природы столько, сколько тебе необходимо для жизни и выживания. Нельзя рвать цветок ради прихоти, постарайся сам вырастить его. Она не только говорит об этом, но и постоянно на примере показывает, какая это радость — вырастить дерево, не дать завянуть цветку, спасти брошенного пса.
В начале июня в группе «Маленький принц» был большой праздник — День Земли. Увлеченно готовились к этому событию все — и родители, и дети. Первым прошло занятие о воде, причем информация была даже для самих родителей во многом новой. Потом поехали в дельфинарий, полюбовались морскими животными. А после обеда начался гала-концерт, в котором принимали участие Лито-, Гидро-, Атмо- и Биосфера. И каждая Сфера рассказывала о своих богатствах и о том, что ей мешает делиться своими дарами с людьми и как дети могут помочь ей. Ребятишки по цвету мантии узнавали, какую сферу представляют их мамы. И еще неделю делились впечатлениями от этого театрализованного представления, где они все вместе кружились в едином танце — водовороте жизни.
Во время таких дней маленький житель Земли задумывается о том, как помочь природе, всему живому. Во дворе садика живет собачка Люся, дети общаются с ней и с её щенятами, заботятся о дворнягах. Так воспитывается доброта: и в будущем у этого человека никогда рука не поднимется ударить своих «братьев меньших». А разве он сможет сломать дерево, вытоптать цветы, бросить мусор, когда сам посадил кустик во дворе, полил цветы на клумбе, навел порядок на своей территории у садика. И уж тем более совершить насилие над себе подобным. Ведь они еще до момента рождения могли наблюдать за развитием маленького Саши Лопухова, братика Ромы (он заснул во время нашего разговора, как соску, посасывая мамину грудь). Видели, как новорожденный двигался в животике у мамы-Оли, как плакал, пачкал пеленки, а потом, лежа в сумке, участвовал с ними в дальнем походе. Так что маленький народец, приобщаясь к великому таинству человеческой жизни, учится понимать ее цену.
— Можно что угодно и как угодно говорить ребенку, — убеждена руководитель объединения «Маленький принц», — но если он сам вместе с родителями не переживет данную ему информацию, не переработает её в собственные убеждения, он ничему не научится. В плане нравственного воспитания детей главное — пример родителей, которые должны сделать совершенно определенный выбор между заработанной, пусть и не лишней, сотней рублей или долларов и временем, которое они тратят на своего ребенка, чтобы состоялось его будущее.
Действительно, часто ли мы задумываемся о том, что семьянин — это гражданин, человек страны и человек планеты? Неужели и без Маленького принца не знаем, какая великая ответственность лежит на родителях? Очень жаль, что молодым женщинам и мужчинам, решившимся произвести на свет потомство, до сих пор внушают, что они не умеют правильно воспитывать, не знают методик и потому надо предоставить это право государственным учреждениям. Но ведь никто лучше матери не может почувствовать индивидуальные особенности своего ребенка и выбрать направление для его гармонического развития. Только одной ей не под силу дать ему весь комплекс знаний, необходимый для этого. Одна из знакомых Ольги Лопуховой, которая сама занимается со своим сыном дома, как-то позвонила ей и поделилась наболевшим: «Не знаю, как я буду своему ребенку «делать аттестат», и в школу уже не могу отправлять - для него это будет травма. Завидую вам белой завистью, потому что вас много и вы можете поддержать друг друга, подставить плечо»...
Специалист-медик, которая сейчас обследует детей из «Маленького принца», чтобы собрать материал по раннему развитию для научной работы, настойчиво советовала Валерии Ивановне запатентовать новую методику воспитания, суть которой в том, что прибавляется еще одна ступенька к многоступенчатой лестнице образования. Только эту ступеньку предлагается добавить не сверху, а снизу. И взобраться на нее детям должны помочь родители, что для них, кстати, тоже является открытием. Сама В. Мисник говорит о своем открытии очень просто:
— Дети развиваются пропорционально предоставленным им для этого возможностям. Сегодня ребенок, опережающий в своем развитии сверстников, не такая уж редкость. Но опыт показывает: когда такие дети приходят в обычную школу, у них, как правило, возникают проблемы с дисциплиной (на уроках им неинтересно), а опережение в развитии очень быстро нивелируется. Для решения этих проблем и было организовано наше родительское объединение. Теперь уже есть перспектива. Год назад по нашим стопам пошло второе поколение: несколько грудничков от 1 до 14 месяцев вместе со своими мамами стали заниматься дома чтением, математикой, динамической гимнастикой, закаляются, учатся плавать. Мамы обмениваются наблюдениями, опытом и собственными пособиями по овладению детьми младшего возраста энциклопедическими знаниями. А сейчас пришло новое пополнение (общая численность группы — 40 человек): малыши будут заниматься по освоенной программе, а старшие идут в 1-й класс — мы закрепляемся за школой № 10 (директор Г.В. Журавская) — и будут учиться по программе школы на базе детского сада.
— Мы с удовольствием беседуем с интересующимися родителями, передаем им свой опыт. А тех, кто начинает заниматься с детьми дома и проявляет упорство, зачисляем в свои ряды. Такое содружество, как самих родителей друг с другом, так и родителей с детьми, оказывает благотворное влияние на то жизненное пространство, которое мы выстраиваем по кирпичику.
Можно сказать, что родительское объединение «Маленький принц» — это и есть пример преобразования жизненного пространства для дальнейшего перехода в новую эпоху. Мне только хочется добавить, что самое важное открытие, которое сделали для себя люди, объединившиеся в этом необычном детском саде, можно выразить так: сколько ты сам, родитель, вложишь в своего ребенка (не денег, а души своей, своего интеллекта) -столько и получишь!
Алла МЕЩЕРЯКОВА.