Автор – Емелин Максим, 1 «б» класс, школа № 46, «Маленький принц», г. Владивосток
Руководитель – Емелина Татьяна Борисовна, Дальневосточный государственный университет, аспирант, г. Владивосток
Тип работы: педагогическое произведение
ВВЕДЕНИЕ. Когда мне было 4-5 лет, то я ходил в садик и часто задавал маме такие вопросы: «Из чего сделано окно?», «Из чего сделан камень?» «Из чего сделан компот?», «Почему лед тает и превращается в воду?». Такие же вопросы задавали и другие ребята. Поэтому моя мама стала проводить у нас в группе занятия «Занимательная физика». Нам всем очень нравились эти занятия. Но в этом году я и многие мои друзья пошли в школу. А в садике у меня тоже осталось много друзей. Я теперь хожу к ним в гости. Теперь задавать вопросы по физике им стало некому. Поэтому я решил придумать физическую сказку, которая была бы интересна для моих друзей в детском саду (им 4-7 лет). А так как они не любят долго сидеть на одном месте, то в этой сказке много веселых игр!
ЦЕЛЬ:
- написать книжку в виде интересной сказки, в которой рассказывается о строении вещества, о молекулах и их свойствах;
- придумать интересные игры;
- заинтересовать детей такой прекрасной наукой, как физика!
Жил-был мальчик. Родители у него были ученые-физики, и поэтому своему сыну они дали имя Катод. Мама с папой часто рассказывали Катоду о разных физических явлениях. И однажды мальчик попросил их изобрести такое вещество, выпив которое можно стать очень-очень маленьким. Родители выполнили его просьбу.
И вот, в один прекрасный летний день, Катод вышел на полянку и там выпил эту уменьшающую жидкость. Он почувствовал что-то необычное, в глазах у него все медленно закружилось...
Вдруг Катод почувствовал, что на голову ему что-то упало. Он посмотрел и увидел круглую, румяную, веселую девочку.
- Ты кто? – воскликнул Катод.
- Я – молекула азота. Меня зовут Азотия, а друзья называют Азотинка.
Молекулы воды пригласили детей поиграть вместе с ними в игру «Займи свободное место! »
Поиграв некоторое время, дети устали и вышли из капельки росы. Они решили посидеть в теньке, отдохнуть в прохладе. Катод заметил:
- Смотри, как интересно: на солнечной стороне камня молекулы качаются быстро-быстро, даже толкают друг друга, а на теневой – качаются гораздо медленнее. Они что, устали?
Не успела Азотинка ответить, как вдруг дети услышали какой-то шум-гам, и пошли на него. Подойдя ближе, Катод увидел, что на солнечной полянке дерутся несколько молекул.
- Что это с ними? – удивился Катод.
- Здесь очень жарко, - объяснила Азотинка, - а молекулы, когда нагреются, становятся очень энергичными и могут даже подраться!
- Что же с ними теперь делать, как их разнять?
- Их надо отнести в тень, там прохладнее – молекулы остынут и станут спокойными. Это у молекул такое правило – чем выше температура вокруг них, тем быстрее они движутся.
- Ой как здорово! – обрадовался Катод, - Получается, что температура – это как еда для молекул, из нее они берут энергию.
Вспомнив о еде, Катод почувствовал, как сильно он проголодался и устал.
- Ты знаешь, Азотинка, я пожалуй уже пойду домой. Но завтра я обязательно опять прийду к тебе, ведь здесь так весело и интересно!
Попрощавшись с Азотинкой, Катод выпил увеличительную жидкость и снова стал большим!
ВОПРОСЫ И ЗАГАДКИ
Ну как, понравилась вам сказка? А чтобы вы ее лучше запомнили, постарайтесь ответить на эти вопросы.
- Что делают молекулы в газе:
- стоят смирно;
- тихо-тихо сидят в уголке;
- летают и врезаются в окружающие предметы.
- Как прыгают молекулы жидкости?
- запрыгивают друг на друга;
- перепрыгивают друг через друга;
- прыгают на свободное место рядом с ними;
- стоят смирно.
- Как называется строй молекул в твердом теле?
- кристаллическая решетка;
- толпа;
- скопление молекул;
- шеренга.
- Если у вас разлилась вода, то как она себя ведет?
- растечется по всей комнате;
- соберется в кучку;
- образуется лужица.
Почему это так происходит?
- Когда молекулы летают,
Играют и смеются,
Как это называется?
- Когда молекулы стоят в шеренгу,
Чуть-чуть качаясь,
И тихо напевая,
То как назвать мы бы это могли?
Игры!
Друзья мои! Я знаю, что вы любите не только слушать сказки и узнавать что-то новое, но вы также очень любите играть. Поэтому в этой книге много различных игр, они выделены зеленым цветом. Некоторые из них вам хорошо знакомы, а некоторые совсем новые и их правила вы можете прочитать здесь.
1. «Кто выше прыгнет»
В этой игре главное – подпрыгивать легко и высоко, почувствовать себя такими же легкими, как молекулы газа.
На разной высоте от пола свисают ниточки, приделанные к потолку. На самых высоких ниточках висят конфеты, на тех которые легче достать – сюрпризы. Дети прыгают и срывают конфеты, или сюрпризы, кто что смог достать.
2. «Займи свободное место»
А эта игра поможет вам запомнить, как ведут себя молекулы жидкости – они перепрыгивают с места на место.
Огораживается большая площадка (это как будто капелька росы). В ней рисуют много кругов такого размера, чтобы можно было наступить внутрь. И все участники игры начинают прыгать по этим кругам, стараясь занять свободный круг и не выйти за границу площадки. Игрок, выпрыгнувший с площадки, считается испарившимся и некоторое время «остывает» снаружи. Веселее играть в эту игру под музыку!
3. «Не сойди с места»
Эта игра познакомит вас с порядками в твердом теле.
Все игроки выходят на середину площадки, становятся в шеренгу плечом к плечу, берутся за руки и начинают качаться влево-вправо, толкая плечами соседей. Задача каждого участника – не оторвать ног от земли и не упасть. Выигрывает тот, кто остался последним и не упал.
4. «Кондалы»
В этой игре вы научитесь так крепко держаться за руки, как это делают молекулы твердого тела.
Участника делятся на две равных команды. Каждая команда встает напротив другой и все участники очень крепко берутся за руки. Один человек из команды должен сильно разбежаться и разбить руки любых двух человек противоположной команды. Если ему это удалось, то он уводит с собой любого игрока, если нет – то остается в этой команде. Выигрывает команда, в которой в конце игры окажется больше человек.
РЕФЛЕКСИЯ
Моя работа мне очень нравится! Я думаю, что у меня получилось здорово. Это благодаря тому, что я очень много думал и сочинял. Больше всего мне понравилось задавать вопросы, потому что в них есть правильные и неправильные ответы. А труднее всего было придумывать загадки, потому что я хотел их сделать в виде стихов. Благодаря моему уму, у меня это получилось. Я думаю, что моя сказка детям очень понравится, они с удовольствием ее прочитают и захотят сами стать физиками, и других этому будут учить.
Может быть, потом я продолжу рассказ о приключениях Катода и Азотинки. Там я напишу о том, как Катод научился есть температуру и получать из нее энергию, о конкурсе красоты среди молекул (это будет рассказ о том, какой формы бывают молекулы), и еще о чем-нибудь. Может быть, это получится целая книга и ее можно будет назвать, например, «Физическая сказка».
Я участвую в олимпиадах потому, что пока я еще маленький, а благодаря олимпиадам у меня ума прибавится.
А еще я очень смелый и буду во всех олимпиадах участвовать и получать медали за первое место! Ну уж в крайнем случае – за второе…
САМООЦЕНКА
Я считаю, что цели своей я достиг, и работа получилась восхитительная. Благодаря этой олимпиаде, я много чему научился. Например, до олимпиады я не знал, откуда молекулы берут энергию. Я спросил у мамы и она мне рассказала, что они берут энергию из температуры. А я уже придумал в сказке, как они едят температуру. Еще я узнал, что положение молекул в камне и в травинке совершенно разное. И этот кусочек знания я вставил в рассказ. Еще я научился лучше, чем раньше, рисовать на компьютере.
Я себе пожелаю участвовать во всех олимпиадах, но первые места занимать не всегда – надо же другим давать тоже занять первое место, чтобы им не было обидно!
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
Первоначальная цель работы Емелина Максима была такая: придумать и провести дома опыты на тему «Молекулы», придумать ход урока и провести его в школе, показав ребятам опыты и объяснив их. Но, начав работу, Максим решил кардинально изменить цель. Он поставил себе задачу придумать сказку для детей 4-7 лет, дающую понятие о молекулах. И с огромным интересом принялся за работу. Теперь, когда она сделана, Максим постоянно спрашивает: «Когда мы пойдем в садик читать детям эту сказку?»
Работа строилась так: Максим сочинял сказку, диктовал текст и рисовал картинки, я набирала текст на компьютере, он придирчиво проверял – все ли записано в точности с его слов. И категорически не соглашался с редактированием.
В этом году Максим часто участвовал в олимпиадах центра «Эйдос», и благодаря этому научился письменной речи (которая сильно отличается от устной), так что творческое задание он выполнил практически на одном дыхании.
Что касается содержания сказки, то я думаю, она вызовет интерес у детей 4-7 лет, а рисунки, игры, вопросы и загадки не дадут им заскучать. Хотелось бы, чтобы работа была продолжена, и возможно, переросла бы в книжку.
Замечание Максиму: при написании рефлексии и самооценки надо быть поскромнее и более критично относиться к себе.
РЕЦЕНЗИЯ СЕЛЮТИНОЙ Н.Н.,
педагог-психолог
Сказка, которую сочинил Максим Емелин, отличается от других авторских сказок непосредственностью и яркой образностью. Автор знает, что интересует детей, ведь он сам ребенок, причем с огромным творческим потенциалом и умением мыслить логически. Сказке Максима свойственно предвосхищение чуда, удивление ежедневным чудесам, к которым мы взрослые, к сожалению, привыкли. Мы так спешим побыстрее научить чему-нибудь наших детей, что забываем о чудесных сказках. Сказках, которые являются волшебным мостиком из детской жизни во взрослую. Сказка, придуманная Максимом – это сказка, написанная человеком с открытым сердцем, щедрой душой, проницательным взглядом и чистыми мыслями. Ведь она была придумана для друзей, с которыми очень хочется поделиться всем, что ты имеешь, особенно, если это знания об окружающем мире. Очень ценно то, что все, что узнал автор, он смог пересказать другим ребятам в форме сказки.
В качестве пожелания могу предложить автору придумать продолжение этой истории, которая станет увлекательнейшей книжкой о физических законах, которую дети будут читать с огромным интересом!
РЕЦЕНЗИЯ СЕЛЮТИНА АРТЁМА,
ученика 1 «Б» класса школа №46 г.Владивостока
Мне эта сказка очень понравилась, она интересная и познавательная. Я ее прочитал и сразу очень многое понял: как существуют молекулы в разных предметах, что такое кристаллическая решетка. Особенно мне понравилось отвечать на вопросы и играть с друзьями в игру «Займи свободное места». Она очень веселая. У меня тоже, как в сказке у мальчика Катода кружится голова, когда я думаю, что могу превратиться в малюсенькую молекулу.