Центр Дистанционного образования "Эйдос"
Дистанционные Эйдос-классы

Творческая работа участника Эйдос-классов

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МОЛЕКУЛЫ И ЕЕ ДРУЗЕЙ

Автор – Емелин Максим, 1 «б» класс, школа № 46, «Маленький принц», г. Владивосток

Руководитель – Емелина Татьяна Борисовна, Дальневосточный государственный университет, аспирант, г. Владивосток

Тип работы: педагогическое произведение

ВВЕДЕНИЕ. Когда мне было 4-5 лет, то я ходил в садик и часто задавал маме такие вопросы: «Из чего сделано окно?», «Из чего сделан камень?» «Из чего сделан компот?», «Почему лед тает и превращается в воду?». Такие же вопросы задавали и другие ребята. Поэтому моя мама стала проводить у нас в группе занятия «Занимательная физика». Нам всем очень нравились эти занятия. Но в этом году я и многие мои друзья пошли в школу. А в садике у меня тоже осталось много друзей. Я теперь хожу к ним в гости. Теперь задавать вопросы по физике им стало некому. Поэтому я решил придумать физическую сказку, которая была бы интересна для моих друзей в детском саду (им 4-7 лет). А так как они не любят долго сидеть на одном месте, то в этой сказке много веселых игр!

ЦЕЛЬ:

- написать книжку в виде интересной сказки, в которой рассказывается о строении вещества, о молекулах и их свойствах;

- придумать интересные игры;

- заинтересовать детей такой прекрасной наукой, как физика!

Жил-был мальчик. Родители у него были ученые-физики, и поэтому своему сыну они дали имя Катод. Мама с папой часто рассказывали Катоду о разных физических явлениях. И однажды мальчик попросил их изобрести такое вещество, выпив которое можно стать очень-очень маленьким. Родители выполнили его просьбу.

И вот, в один прекрасный летний день, Катод вышел на полянку и там выпил эту уменьшающую жидкость. Он почувствовал что-то необычное, в глазах у него все медленно закружилось...

Вдруг Катод почувствовал, что на голову ему что-то упало. Он посмотрел и увидел круглую, румяную, веселую девочку.

- Ты кто? – воскликнул Катод.

- Я – молекула азота. Меня зовут Азотия, а друзья называют Азотинка.



- А меня зовут Катод. Я – просто мальчик. А что такое молекула?

- Молекула – это то, из чего все состоит. Это – самая мелкая частица тела. Мы, молекулы, все разные. У нас разный характер и разная форма. Хочешь, я познакомлю тебя с разными молекулами?

- Конечно, хочу! - обрадовался Катод.

И они отправились в путь. По пути Катод видел вокруг много девочек и мальчиков. Они были разных форм – круглые, вытянутые, угластые, и разных цветов – прозрачные, синие, зеленые и всякие другие. Все они летали, смеялись, толкались и врезались друг в друга и в окружающие предметы.

- Почему они такие сумасшедшие? – удивился Катод.

- Потому что это молекулы газа, они всегда такие веселые, они очень любят летать по воле ветра, - ответила Азотинка.



Азотинка показала на молекулы газа и объяснила:

- Видишь, сейчас они играют в свои любимые игры «Кто выше прыгнет» и «Догонялки». Давай поиграем с ними!

Катод с радостью согласился, и они играли до тех пор, пока мальчик не свалился с ног от усталости.

Отдышавшись, Катод предложил:

- А давай залезем в камень, я давно хотел узнать, как камни устроены.

- Пошли, я уже бывала в камнях, и знаю где это.

И они отправились к ближайшему камню.

- Ну, вот мы и пришли! – и Азотия указала на что-то непонятное.

- Ой, что это! – удивился Катод, - Это какие-то решетки, а не камень!

- Нет, это камень, - ответила Азотинка, - но ты стал таким маленьким, что можешь разглядеть устройство камня. Посмотри, как здесь молекулы крепко держатся за руки и стоят все точно по порядку! Такой порядок называется кристаллической решеткой.

- Ух ты! Молекулы камня похожи на солдат – стоят так плечом к плечу, крепко держатся за руки и все такие серьезные и строгие. Каждая молекула на своем месте, никто не толкается, все тихонько покачиваются на месте.



- Интересно, а они любят играть? – спросил Катод.

- Да, у них есть две любимых игры – «Не сойди с места» и «Кондалы». Давай поиграем вместе с ними!

Поиграв с молекулами камня, Катод предложил:

- Давай, залезем внутрь этого камня!

- Пролезть внутрь камня мы не сможем, - ответила Азотия, - видишь как плотно в нем стоят молекулы! А вот в некоторые твердые тела можно пролезть. Это такие тела, которые на ощупь кажутся мягкими, могут мяться и гнуться. Давай залезем, например вот в эту травинку и посмотрим, что там творится.

Так они и сделали. В травинке молекулы тоже были серьезные, держались за руки и покачивались, как в камне. И здесь тоже была тишина и покой. Но стояли они уже не плечом к плечу, а на вытянутых руках. И между ними можно было пролезть.



Дети зашли прямо в травинку и затеяли игру «прятки»: Катод прятался за молекулы, а Азотинка его искала. Потом они поменялись ролями. Через некоторое время молекулы травинки устали от этой беготни и шума, и детям пришлось уйти.

Азотинка предложила:

- А у меня есть еще друзья, пойдем я тебя с ними познакомлю!

И они пошли. Азотинка привела Катода к капельке росы:

- Видишь, здесь молекулы находятся в жидком состоянии.

Катод обратил внимание, что здесь молекулы уже не такие серьезные, как в твердом теле, хотя они такие же дружные, держатся за руки, но не крепко. И все прыгают с места на место, никто не остается в покое!



Молекулы воды пригласили детей поиграть вместе с ними в игру «Займи свободное место! »

Поиграв некоторое время, дети устали и вышли из капельки росы. Они решили посидеть в теньке, отдохнуть в прохладе. Катод заметил:

- Смотри, как интересно: на солнечной стороне камня молекулы качаются быстро-быстро, даже толкают друг друга, а на теневой – качаются гораздо медленнее. Они что, устали?

Не успела Азотинка ответить, как вдруг дети услышали какой-то шум-гам, и пошли на него. Подойдя ближе, Катод увидел, что на солнечной полянке дерутся несколько молекул.

- Что это с ними? – удивился Катод.

- Здесь очень жарко, - объяснила Азотинка, - а молекулы, когда нагреются, становятся очень энергичными и могут даже подраться!

- Что же с ними теперь делать, как их разнять?

- Их надо отнести в тень, там прохладнее – молекулы остынут и станут спокойными. Это у молекул такое правило – чем выше температура вокруг них, тем быстрее они движутся.

- Ой как здорово! – обрадовался Катод, - Получается, что температура – это как еда для молекул, из нее они берут энергию.

Вспомнив о еде, Катод почувствовал, как сильно он проголодался и устал.

- Ты знаешь, Азотинка, я пожалуй уже пойду домой. Но завтра я обязательно опять прийду к тебе, ведь здесь так весело и интересно!

Попрощавшись с Азотинкой, Катод выпил увеличительную жидкость и снова стал большим!

ВОПРОСЫ И ЗАГАДКИ

Ну как, понравилась вам сказка? А чтобы вы ее лучше запомнили, постарайтесь ответить на эти вопросы.

  1. Что делают молекулы в газе:
    • стоят смирно;
    • тихо-тихо сидят в уголке;
    • летают и врезаются в окружающие предметы.

  2. Как прыгают молекулы жидкости?
    • запрыгивают друг на друга;
    • перепрыгивают друг через друга;
    • прыгают на свободное место рядом с ними;
    • стоят смирно.

  3. Как называется строй молекул в твердом теле?
    • кристаллическая решетка;
    • толпа;
    • скопление молекул;
    • шеренга.

  4. Если у вас разлилась вода, то как она себя ведет?
    • растечется по всей комнате;
    • соберется в кучку;
    • образуется лужица.
    Почему это так происходит?


  5. Когда молекулы летают,
    Играют и смеются,
    Как это называется?

  6. Когда молекулы стоят в шеренгу,
    Чуть-чуть качаясь,
    И тихо напевая,
    То как назвать мы бы это могли?

Игры!

Друзья мои! Я знаю, что вы любите не только слушать сказки и узнавать что-то новое, но вы также очень любите играть. Поэтому в этой книге много различных игр, они выделены зеленым цветом. Некоторые из них вам хорошо знакомы, а некоторые совсем новые и их правила вы можете прочитать здесь.

1. «Кто выше прыгнет»

В этой игре главное – подпрыгивать легко и высоко, почувствовать себя такими же легкими, как молекулы газа.

На разной высоте от пола свисают ниточки, приделанные к потолку. На самых высоких ниточках висят конфеты, на тех которые легче достать – сюрпризы. Дети прыгают и срывают конфеты, или сюрпризы, кто что смог достать.

2. «Займи свободное место»

А эта игра поможет вам запомнить, как ведут себя молекулы жидкости – они перепрыгивают с места на место.

Огораживается большая площадка (это как будто капелька росы). В ней рисуют много кругов такого размера, чтобы можно было наступить внутрь. И все участники игры начинают прыгать по этим кругам, стараясь занять свободный круг и не выйти за границу площадки. Игрок, выпрыгнувший с площадки, считается испарившимся и некоторое время «остывает» снаружи. Веселее играть в эту игру под музыку!

3. «Не сойди с места»

Эта игра познакомит вас с порядками в твердом теле.

Все игроки выходят на середину площадки, становятся в шеренгу плечом к плечу, берутся за руки и начинают качаться влево-вправо, толкая плечами соседей. Задача каждого участника – не оторвать ног от земли и не упасть. Выигрывает тот, кто остался последним и не упал.

4. «Кондалы»

В этой игре вы научитесь так крепко держаться за руки, как это делают молекулы твердого тела.

Участника делятся на две равных команды. Каждая команда встает напротив другой и все участники очень крепко берутся за руки. Один человек из команды должен сильно разбежаться и разбить руки любых двух человек противоположной команды. Если ему это удалось, то он уводит с собой любого игрока, если нет – то остается в этой команде. Выигрывает команда, в которой в конце игры окажется больше человек.

РЕФЛЕКСИЯ

Моя работа мне очень нравится! Я думаю, что у меня получилось здорово. Это благодаря тому, что я очень много думал и сочинял. Больше всего мне понравилось задавать вопросы, потому что в них есть правильные и неправильные ответы. А труднее всего было придумывать загадки, потому что я хотел их сделать в виде стихов. Благодаря моему уму, у меня это получилось. Я думаю, что моя сказка детям очень понравится, они с удовольствием ее прочитают и захотят сами стать физиками, и других этому будут учить.

Может быть, потом я продолжу рассказ о приключениях Катода и Азотинки. Там я напишу о том, как Катод научился есть температуру и получать из нее энергию, о конкурсе красоты среди молекул (это будет рассказ о том, какой формы бывают молекулы), и еще о чем-нибудь. Может быть, это получится целая книга и ее можно будет назвать, например, «Физическая сказка».

Я участвую в олимпиадах потому, что пока я еще маленький, а благодаря олимпиадам у меня ума прибавится.

А еще я очень смелый и буду во всех олимпиадах участвовать и получать медали за первое место! Ну уж в крайнем случае – за второе…

САМООЦЕНКА

Я считаю, что цели своей я достиг, и работа получилась восхитительная. Благодаря этой олимпиаде, я много чему научился. Например, до олимпиады я не знал, откуда молекулы берут энергию. Я спросил у мамы и она мне рассказала, что они берут энергию из температуры. А я уже придумал в сказке, как они едят температуру. Еще я узнал, что положение молекул в камне и в травинке совершенно разное. И этот кусочек знания я вставил в рассказ. Еще я научился лучше, чем раньше, рисовать на компьютере.

Я себе пожелаю участвовать во всех олимпиадах, но первые места занимать не всегда – надо же другим давать тоже занять первое место, чтобы им не было обидно!

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

Первоначальная цель работы Емелина Максима была такая: придумать и провести дома опыты на тему «Молекулы», придумать ход урока и провести его в школе, показав ребятам опыты и объяснив их. Но, начав работу, Максим решил кардинально изменить цель. Он поставил себе задачу придумать сказку для детей 4-7 лет, дающую понятие о молекулах. И с огромным интересом принялся за работу. Теперь, когда она сделана, Максим постоянно спрашивает: «Когда мы пойдем в садик читать детям эту сказку?»

Работа строилась так: Максим сочинял сказку, диктовал текст и рисовал картинки, я набирала текст на компьютере, он придирчиво проверял – все ли записано в точности с его слов. И категорически не соглашался с редактированием.

В этом году Максим часто участвовал в олимпиадах центра «Эйдос», и благодаря этому научился письменной речи (которая сильно отличается от устной), так что творческое задание он выполнил практически на одном дыхании.

Что касается содержания сказки, то я думаю, она вызовет интерес у детей 4-7 лет, а рисунки, игры, вопросы и загадки не дадут им заскучать. Хотелось бы, чтобы работа была продолжена, и возможно, переросла бы в книжку.

Замечание Максиму: при написании рефлексии и самооценки надо быть поскромнее и более критично относиться к себе.

РЕЦЕНЗИЯ СЕЛЮТИНОЙ Н.Н.,

педагог-психолог

Сказка, которую сочинил Максим Емелин, отличается от других авторских сказок непосредственностью и яркой образностью. Автор знает, что интересует детей, ведь он сам ребенок, причем с огромным творческим потенциалом и умением мыслить логически. Сказке Максима свойственно предвосхищение чуда, удивление ежедневным чудесам, к которым мы взрослые, к сожалению, привыкли. Мы так спешим побыстрее научить чему-нибудь наших детей, что забываем о чудесных сказках. Сказках, которые являются волшебным мостиком из детской жизни во взрослую. Сказка, придуманная Максимом – это сказка, написанная человеком с открытым сердцем, щедрой душой, проницательным взглядом и чистыми мыслями. Ведь она была придумана для друзей, с которыми очень хочется поделиться всем, что ты имеешь, особенно, если это знания об окружающем мире. Очень ценно то, что все, что узнал автор, он смог пересказать другим ребятам в форме сказки.

В качестве пожелания могу предложить автору придумать продолжение этой истории, которая станет увлекательнейшей книжкой о физических законах, которую дети будут читать с огромным интересом!

РЕЦЕНЗИЯ СЕЛЮТИНА АРТЁМА,

ученика 1 «Б» класса школа №46 г.Владивостока

Мне эта сказка очень понравилась, она интересная и познавательная. Я ее прочитал и сразу очень многое понял: как существуют молекулы в разных предметах, что такое кристаллическая решетка. Особенно мне понравилось отвечать на вопросы и играть с друзьями в игру «Займи свободное места». Она очень веселая. У меня тоже, как в сказке у мальчика Катода кружится голова, когда я думаю, что могу превратиться в малюсенькую молекулу.




(С) Центр Дистанционного образования "Эйдос", 2004

(С) Емелин Максим, 2004

http://www.eidos.ru/

E-mail:info@eidos.ru

Хостинг от uCoz